1. Закреплен перечень оснований для запрета допуска к сдаче экзаменов и (или) выдаче водительских удостоверений.
2. Существенные изменения претерпели условия получения права на управление транспортными средствами различных категорий. Так, введены отдельные перечни категорий и подкатегорий ТС, право на управление которыми возникает после прохождения обучения и сдачи экзаменов и без такой необходимости.
3. Иностранные и международные удостоверения признаются недействительными на территории РФ по истечении 1 года с даты:
– приобретения гражданства РФ или получения вида на жительство;
– первого после получения такого удостоверения гражданином РФ въезда в нашу страну.
Отдельные правила установлены для случая, если иностранное или международное водительское удостоверение получено до 1 апреля 2024 года.
Правила не касаются национальных водительских удостоверений Республики Беларусь, выданных ее гражданам и гражданам РФ.
По общему правилу иностранные удостоверения заменят на российские, если соответствующее государство вместе с РФ является участником международного договора в области обеспечения безопасности дорожного движения.
Закрепили, в каких ситуациях для замены удостоверения требуется итоговая аттестация в автошколе, сдача теоретического и практического экзамена в ГИБДД, а в каких случаях профессиональное обучение не требуется и достаточно сдачи теоретического экзамена.
С1 апреля 2024 года меняются правила проведения экзаменов и выдачи
водительских удостоверений. Тем, кто не сдал экзамен 3 и более раз, увеличили сроки пересдачи. Сделать очередную попытку можно в промежутке от 6 до 9 месяцев с момента последнего экзамена. Правило касается как теоретического, так и практического экзамена.
Уточнили перечень документов для получения водительского удостоверения. В него включили заверенный нотариусом перевод ряда документов на иностранном языке и СНИЛС. Если не представить последний, Госавтоинспекция запросит сведения самостоятельно. Аналогичными документами дополнен перечень для замены водительского удостоверения.
Закрепили ситуации, когда проведение экзамена приостанавливается:
– истек срок действия паспорта или медзаключения;
– неявка на экзамен;
– приняты временные меры для явки по повестке военкомата;
– иные случаи.
Кроме того, в Правила внесли такие изменения:
– закрепили виды экзаменов, которые необходимо сдать лицам, имеющим иностранные водительские удостоверения, для получения российского;
– изменили содержание практических экзаменов для получения удостоверений по некоторым категориям;
– изменили иерархию категорий и подкатегорий ТС;
– установили дополнительные требования к средствам аудио- и видео-регистрации практических экзаменов в ряде случаев.
С 1 марта 2024 года меняются правила движения по автодорогам тяжеловесного, крупногабаритного транспорта, транспорта с опасным грузом.
Заявление и иные документы для получения специального разрешения на движение тяжеловесного или крупногабаритного транспорта подаются в электронном виде любым из двух способов:
– через ФГИС выдачи специальных разрешений;
– через портал госуслуг.
В бумажном виде документы можно подать при определенных обстоятельствах, только если маршрут пролегает в пределах одного муниципалитета. Порядок выдачи спецразрешения, в том числе требования к содержанию заявления на его получение, установило правительство. По общему правилу разрешение должны выдать в течение 3 часов с момента согласования маршрута.
Обновлены параметры допустимых массы, габаритов и нагрузки на ось ТС.
Закреплены сроки и порядок автоматического установления маршрута движения.
Законодательно закреплены основания для отказа в выдаче специального разрешения, дополнены основные правила проведения весового и габаритного контроля.
В отдельную статью выделены правила движения транспорта, перевозящего опасные грузы.
Обновлен порядок возмещения вреда дорогам.
С 1 сентября 2024 года обновляются требования к организации движения тяжеловесного и крупногабаритного транспорта. Требования среди прочего содержат:
– правила организации и обеспечения безопасности движения до и после его
начала;
– правила разработки, оформления и утверждения проекта организации движения и состав такого проекта.
С 1 сентября 2024 года действуют новые правила установки стационарных, передвижных и мобильных камер для автоматической фиксации нарушений.
Большинство правил регулируют взаимодействие органов госвласти между собой и владельцами автомобильных дорог по вопросам размещения, отключения и демонтажа камер.
Закрепили перечень мест установки. В него вошли, в частности:
– пересечение дорог, где за отчетный год произошло 4 и более ДТП с материальным ущербом одного вида, или 2 ДТП одного вида, или 4 любых ДТП, в результате которых погибли либо были ранены люди;
– места строительства, реконструкции и капремонта, а также других работ, из-за которых нужно временно ограничить либо прекратить движение;
– пешеходные переходы;
– места, которые определяют при контроле в сфере безопасности дорожного движения;
– места, где запрещена остановка (стоянка) ТС.
Зона контроля камер должна начинаться на расстоянии не менее:
– 100 м от знака, обозначающего начало населенного пункта;
– 150 – 300 м от знака, обозначающего место установки камеры.
Данные с камер, которые не отвечают требованиям, нельзя использовать для
привлечения к ответственности.
Большинство требований не действуют:
– на автоматические средства, которыми оборудовали железнодорожный переезд;
– мобильные средства на полицейских ТС.